Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей села Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Меню сайта

Полезные ссылки

Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Организация коррекционно-развивающих занятий с ребёнком инвалидом.

Учитель начальных классов:

Семёнова Елена Андреевна

Я третий год обучаю на дому ребенка с диагнозом F 71(код заболевания). Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Ребенок — инвалид. Рекомендовано обучение на дому, по специальной (коррекционной) программе 8 вида.

Мальчик нигде не обучался. Поступил в первый класс в 8 лет. Не разговаривает. Общается с мамой жестом и мимикой. В первое время мне было очень трудно. Все о чем хотел сказать ребенок, переводила мне мама. Я подумала, что с ним надо будет работать регулярно и систематически. Составила рабочую программу.

Цель данной программы: повышение желания ребенка учиться, общаться с окружающими.

В своей работе я хочу остановиться на начальных этапах работы по преодолению недостатков в развитии. У ребенка помимо позднего развития и снижения интеллекта грубые нарушения психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Удерживать внимание удается только с помощью сильных раздражителей. Логическая и механическая память на низком уровне, поэтому требуется большое количество упражнений, повторений.

Моторика имеет свои особенности. Координация темп и точность произвольных движений нарушены. Плохо развиты движения рук и пальцев. Главное в работе с мальчиком — практическая направленность всех занятий. Обучение идет на основе наглядности и практической деятельности  с реальными предметами.

Показываю ему прием выполнения задания, затем многократно вместе с ребенком повторяем действия, в результате чего у него вырабатываются несложные умения и навыки. Ребенок отвлекается в любой деятельности, и учебные задания приходится выполнять фрагментарно.

Начала работу с самых  простых заданий:  раскатать палочку из пластилина; затем, концы слепить - получится колечко, из колечек составить цепочку. Раскатать рукой шарик, распластать шарик, слепить гриб и т. д.

Научила ребенка приемам отщипывания и отрывания клочков бумаги. Сначала отщипывал кусочки от любой части листа бумаги большим и указательным пальцами правой  руки. Когда это условие было усвоено предложила отщипывать бумагу  с одной стороны листа. Потом кругом листа.

Это хорошее упражнение по укреплению пальцев рук. Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой. После многократных упражнений научился сгибать бумагу по прямой линии в любом направлении. Сгибать лист пополам, совмещая углы и стороны.

Развитию мелких движений хорошо служит работа с мозаикой. Ребенок  научился выкладывать различные фигурки, дорожки и т.д.  Строил дорожку из чередующихся цветов — красного и синего. В ходе выполнения задания проводилась и работа  по различению цветов.

Научился открывать и закрывать коробки, матрешки; складывать предметы в коробку таким образом, чтобы ее можно было закрыть крышкой.

Ребенок совсем не умеет играть. Предпочитает подвижные игры без правил. Теперь передо мной стоит задача — научить ребенка играть, ведь в процессе игры происходит коррекция всех психических функций- внимания, памяти, мышления, восприятие, развивается эмоционально- волевая сфера.

Большое внимание начала уделять развивающим играм. Например,

  1. Мы пришли к кукле, стучим в дом. Звукоподражание «тук- тук». Кукла вышла из дома и говорит «Здравствуйте», сопровождая слово кивком. Ребенок отвечает кивком. (Теперь также  он встречает меня).
  2. Задание выполняется с помощью указующего жеста.

Инструкция: Покажи, где у куклы голова, туловище, шея и т. д.

  1. Предлагаю несколько игрушек (собака, кот, корова, медведь). Показываю игрушку, называю ее и имитирую голос животного. Затем имитирую голос животного и спрашиваю: «Кто это?» Ребенок указывает на нужную игрушку.
  2. На столе лежат кольца пирамиды. Предлагаю ребенку найти самое большое кольцо, самое маленькое кольцо, красное кольцо и т. д.
  3. На столе стоят игрушки (машина, пирамида, матрешка, кубик). Инструкция: Возьми машину. Дай машину. Поставь машину на стул и т. д.

Определенное внимание я уделяю и подвижным играм. Он при этом учится лазить, бегать, прыгать, ходить по выложенному на полу из веревок квадрату, кругу. Такие занятия помогают организовать движения, вырабатывать нормальную походку.

Приведу пример из своего опыта работы:

1) Задание выполняется по показу или совместных действий.

 

Ножками топ-топ,
   Ручками хлоп-хлоп.
   Ножками затопали,
   Ручками захлопали.

Упражнение выполняется стоя на месте.

Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке...
К кукле в гости мы идем
По дорожке прямо в дом.

Ходьба по дорожке, ограниченной веревкой, лежащей на полу

2) Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.

Мишка по лесу пошел,
Шел, шел, шел
И к болоту он пришел.
Ходьба по дорожке с имитацией походки медведя.

Прыгать он уже умеет.
Прыгать будет он смелее.

 Упражнение  выполняется путем совместных действий. Перепрыгивание через дощечку.

3) Задание выполняется по показу или путем указующего жеста.

Зайчик скачет,
Скок, скок, скок.
За кусток, за кусток.
Прыжки на месте.
Гуси, гуси, га-га-га.
Шеи вытянули, крыльями машут.

Ходьба в быстром темпе, взмахи руками.

Мишка косолапый по лесу идет,
По лесу идет, песенки поет.

медленном темпе, подражая походке медведя.

Задание выполняется путем совместных действий.

При выполнении этих заданий всячески поощряю стремление ребенка выполнить работу правильно. Даже небольшие подчас малозаметные успехи ребенка отмечаю и положительно оцениваю.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Создать бесплатный сайт с uCoz