Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей села Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Полезные ссылки

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Логопедический уголок

В последние годы сохраняется тенденция - речь достаточно большого числа первоклассников общеобразовательных школ не соответствует возрастным нормам. Наряду с этим отмечается усложнение структуры речевых нарушений. В соответствии с задачами школьного образования - своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении общеобразовательных программ, при МБОУ Лицей с.Толбазы работает Логопункт Аургазинского Отдела образования.
Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма - основные направления работы Логопункта общеобразовательной школы. Зачисление в логопедический пункт проводится на основе логопедического обследования учащихся 1-4 классов, которое проводится с 1-15 сентября,  с 15-30 мая. Занятия проводятся в основных формах: подгрупповые и, в соответствии с речевыми диагнозами также проводятся, индивидуальные занятия. Нормативное количество проведения занятий: 2 раза в неделю.
На подгрупповых занятиях дети учатся составлять предложения, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Ведется работа по формированию и развитию словоизменения и словообразовательной функции речи, по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, уточняются и вводятся обобщающие понятия.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  • Гимнастика (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая);
  • Постановка звуков разными способами;
  • Автоматизация звуков в речи;
  • Дифференциация звуков в речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Закрепление знаний.

Продолжительность занятий: в подгруппе – 30-40 минут, индивидуальное занятие – 15-20 минут. Общее количество учащихся – 20 человек.
Направления логопедической работы:
- профилактика и коррекция нарушений чтения
- профилактика и коррекция нарушений письма
- развитие фонематического слуха и восприятия
- коррекция звукопроизношения
- развитие голоса
- коррекция темпа речи
- лексико-грамматическое развитие
- развитие связной речи
- преодоление психологических проблем, связанных с речью.
Логопедические занятия  являются фундаментальными по отношению к таким предметам, как чтение и письмо. Если представить себе дом, который строится с 1 этажа без фундамента, то очевидно, что рано или поздно он начнёт разрушаться. Относительно речи для детей, имеющих логопедические проблемы, это будет проявляться в нарушениях чтения и письма, связной речи, проблемах при общении.  На логопедических занятиях "строят”  такой речевой "фундамент”:

  • формируют необходимые навыки
  • корректируют неправильно сформированные речевые навыки,
  • делают профилактику  возникновения  возможных речевых нарушений.

Для чего необходимо заниматься коррекцией и развитием речи?

Наверх

Причины возникновения речевых нарушений

Возможные причины возникновения речевых нарушений:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность, однако такому ребёнку необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.

Наверх

 

Виды речевых нарушений.

Основные нарушения речи, встречающиеся у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задержка речевого развития (ЗРР) - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Дислалия - это самое распространенное нарушение, при котором некоторые звуки произносятся искажённо или совсем не произносятся. При этом у ребёнка хороший словарный запас, он правильно строит предложения и согласует слова

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой; при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Речь смазанная, нарушено голосообразование, темп, ритм, интонация речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Голос при ринолалии приобретает назальный оттенок.

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. При заикании характерны вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существуют 2 формы алалии: моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос).

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы. Существуют 2 формы мутизма: общий мутизм - ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм - своим молчанием ребёнок протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм – это состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. При аутизме с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери. Такие дети легко возбудимы и иногда агрессивны; часто зацикливаются на чем-то, могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи, например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки. Для детей с аутизмом характерно чувство страха, но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

У детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной.

 

Наверх

Рекомендации по коррекции дисграфии

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР).
Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.
Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.
Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка.
Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и, при этом, постоянно контролировать двигательную работу своей руки.
Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок.
Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но к сожалению учитель-логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому, ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей и родителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.
Ошибки на уровне буквы и слова.
Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
Что делать?  Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
Ошибки при нарушениях фонематического слуха.
В основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).
Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
гласные о – у, ё - ю; а так же гласные 1 и 2 ряда между собой.
заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
соноры л – р, й – л, м –н;
свистящие и шипящиее звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с (мягк.) – щ;
аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т (мягк.); ц – с.
Что делать? Развивать фонематическую сторону речи. Целесообразно сначала подбирать задания на различение гласных звуков, затем согласных (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры). Работу над мягкими и твердыми согласными лучше связать с различением гласных 1 и 2 ряда. Сначала отработка определенных звуков на уровне слога, затем слова, словосочетания, предложения и тексте.
Оптические ошибки
В основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
Проявление:  ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Что делать?  Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.
Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора , рисовать на бумаге. И т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.
Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.
Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
После таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день можно писать короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Писать тексты с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях:  зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем дать тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1.На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
3. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Наверх

Развитие мелкой моторики.

 Исследования российских и зарубежных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки
- Ты, утенок, не пищи!
- Лучше маму поищи.
2. Погладить котенка (расслабляющее упражнение для пальцев).
- Киса, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
3. «Человечек»: указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, «ходят» по столу.
- Топ-топ-топ! – топают ножки.
- Мальчик ходит по дорожке.
4. «Зайчик». Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
- Зайчик серый скачет ловко.
- В лапке у него морковка.
5. Курочка пьет воду: поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.
- Наша курочка гуляла, травку свежую щипала.
- И пила водицу прямо из корытца.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Занятие можно проводить в течение нескольких минут два-три раза в день.
Также способствует развитию мелкой моторики предметная деятельность:
1. Застегивание и расстегивание пуговиц,
2. Шнурование ботинок,
3. Игры с мозаикой,
4. Игры с конструкторами,
5. Перебирание круп, зерен.

Наверх

Игры и упражнения для развития речи ребёнка.

Словесные игры.

Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря. Играть в слова можно когда угодно и где угодно. Словесные игры выручают тогда, когда под рукой нет игрушек – например, в транспорте, в ожидании приема у врача и т.п.
 Самая известная – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игроком. Игру можно назвать «Словесный поезд», где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой.
Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «торТ», второй – «ТанК», третий – «КонфетА» и т.д.
Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется, участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова. Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка, развивает быстроту реакции и эрудицию. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.).
 Азбука из предложений. Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро составлять предложения с ключевым словом.
 Буриме – это маленькие стихотворения с заданными рифмами. Ребёнку необходимо составить двустишие с рифмами, например, «тень – день» или «конфетка-таблетка» и т.п. Когда двустишия будут освоены, условия игры можно усложнить – предложить две пары рифм и попросить составить четверостишие. Такая игра развивает умение чувствовать слово и составлять связный текст.
Знакомство с новыми словами. Взрослый называет ребенку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем ребёнку предлагается составить с этим словом 1-3 предложения.
Например, родитель называет слово «контракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, связанную с этим предметом или явлением. После чего предлагает ребёнку составить предложение, включающее слово «контракт». Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребенка .
Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Кто? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.
Пример:
Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?»
Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на поезд».
Упражнение «Поменяй букву». Нужно изменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребенок нашел несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики. Подобные упражнения: добавить букву или убрать букву, чтобы получить новое слово (шар – шарф или шарж, ручка – рука)
Один – много. Взрослый называет ребенку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др.
Продолжение предложений текста. Родитель читает ребенку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют. Их подбирает сам ребёнок в соответствии с контекстом.
Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошел проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребенку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь.
 Подбираем придаточное предложение. Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребенок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребенок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди».
 Фразы для продолжения:
Дождь лил так сильно, как будто;
На улице было так темно, словно;
Стало очень-очень тихо, так как;
В комнате братьев был такой беспорядок, как будто;
Буратино не пошел в школу из-за того, что…
 Изложение прослушанного своими словами. После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите ребёнку пересказать прочитанное своими словами. Еще один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребенку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п.
Упражнение-игра «Быстрей, еще быстрей!» Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту или за пять минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-, ми-, па-, ук-, ра- и др.). Другой вариант – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.
 Подбор синонимов-антонимов. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой – огромный (синоним), маленький (антоним).
 Игра «Какое слово в предложении лишнее?»
Мама посолила суп солью.
В саду гуляют маленькие малыши.
Липа пахнет запахом мёда.
Солдаты переночевали ночь в землянке.
Антон был ленивым лентяем.
У меня есть деревянная деревяшка.
У Саши в августе месяце день рождения.
Валера рассказал интересный рассказ.
Малыш шептал шепотом.
Дедушка был ворчливым ворчуном.
Мы любим праздновать праздники.
В магазине продаются сладкие сладости.
Ворона клюнула клювом кота.
На лугу белели белые ромашки.
На рисунке Оля нарисовала лес.
Я люблю встречать утренний восход солнца.
На поле синели синие васильки.
У туристов всегда есть запасной запас воды.
Верблюды блуждали по пустынной пустыне.
Вчера мы купили много покупок.
У моей подружки голубоглазые глаза.
Все восхищались геройским поступком героя.
Вдруг просигналил сигнал.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Для того, чтобы научиться правильно произносить такие звуки как [С, З, Ш, Ж, Р, Л], ребенок должен уметь делать достаточно сильный выдох. Эти упражнения помогут также в профилактике заикания, «проглатывания» звуков.
1. Подуть на цветок одуванчика, чтобы слетели все пушинки. Ребенок должен справиться за 3 – 4 раза.
2. На раскрытую ладонь кладете кусочки ваты или обрывки салфетки, маленькие бумажные снежинки. Нужно сдуть «снежинки» с ладони.
3. Подвесить на ниточке бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Ребенок должен дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не дольше 10 секунд, с паузами, чтобы у малыша не закружилась голова.
4. «Загони мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
5. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а посередие образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Гимнастика для органов речи.

Для того, чтобы научиться правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки ребёнку необходимо подготовить соответствующую артикуляционную базу. Успешное овладение приведёнными ниже упражнениями к началу обучения существенно сокращает время на постановку звука.
1. «Наказать непослушный язычок» - скажи: па-па-па, пя-пя-пя (губами шлёпать по языку).
2. «Покусаем язычок» - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперёд язык.
3. «Мостик» - широко открыть рот, широкий кончик языка опустить за нижние зубы и упереться в них языком, плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам.
4. «Маляр» - поднять язык к нёбу, и водить, поглаживая кончиком языка как кисточкой, по нёбу взад-вперёд.
5. «Цоканье» - поцокать, как лошадка. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
6. «Грибок» - медленно «поцокать» и приклеить язычок к нёбу (из языка получилась шляпка гриба); открыть рот пошире, удерживая приклеенный язык (получилась ножка гриба из подъязычной связки).
 7. «Гармошка» - медленно поцокать и приклеить язычок к нёбу («Грибок»), не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная вязка растягивается, как меха гармошки).

 

Наверх

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Создать бесплатный сайт с uCoz