Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей села Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Полезные ссылки

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Сохранение и укрепление здоровья учащихся — первостепенная задача образовательных учреждений.
Мурзабаева Салия Шарифьяновна,
депутат Государственной Думы Федерального Собрания
 Российской Федерации.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее - один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.
С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь во многом зависит от эффективности совместной работы органов власти всех уровней, заинтересованных ведомств, институтов гражданского оОщества, семьи. Осооая роль в сохранении и фоомировании ресурсов здоровья, наряду со здравоохранением, принадлежит системе образования - единственной системе общественного воспитания, охватывающей все детское население в течение длительного периода жизни. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть своею времени Нередко приходится слышать мнение обеспокоенных родителей и преподавателей о том, что здоровье детей в процессе обучения ухудшается. Это может быть связано с неправильным питанием, недостатком двигательной активности, чоезмерным увлечением компьютером, не соответствующими возрасту нагрузками, нарушениям Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровье сберегающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий.
Новый федеральный закон от 29 декабря 2012 года №» 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования определил гуманистически! характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, создание условш для его самореализации.
Законом определены обязанности образовательных организации по охране здоровья обучающихся- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны груда; организация питания, создание условий для профилактики заболеваний и оздооовления, для занятия физической культурой и спортом: профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, других одурманивающих веществ (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации возложена на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения При этом образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В соответствии с современными требованиями обновляется ведомственная нормативная база медицинского обеспечения в образовательных учреждениях. В настоящее время Минздравом России подготовлен и размещен на своем официальном сайте проект приказа от 15 марта 2013 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».Разработанный порядок впервые устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, медицинскими организациями независимо от их opi анизационно-правовой формы. Создание единого порядка позволит значительно улучшить качество медицинской помощи в учреждениях образования, начиная с ясельного возраста.
В проекте порядка отражены аспекты штатной численности медицинского персонала, оснащение медицинского кабинета, а также задачи и обязанности медицинских работников. Так, например, вводится ставка медицинской сесгры или фельдшера на количество обучающихся от 100 до 500 человек. Впервые в порядке прописан табель оснащения медицинского кабинета в образовательном учреждении. Кроме привычного оборудования в оснащение кабинета может входить высокотехнологичное оборудование, например, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки здоровья обучающихся. Кроме того, вводится должность врача по гигиене дете1 и подростков на 2500 обучающихся, который будет осуществлять гигиеническую оценку внутришкольной среды, санитарного состояния учреждения, услов^ и технологий обучения и воспитания, организации физкультурно- оздоровительной работы, а также внедрение новых профилактических и гигиенических диагностических технологий.
После регистрации поиказа в Министерстве юстиции Российской Федерации выполнение порядка оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях будет носить обязательный характер для всех регионов Следует обметить и другие ведомственные нормативные акты в части охраны здоровья учащихся. Так, приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 года № 1346н утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, с перечнем исследований для дете" различных возрастных rpvnn, правилами комплексной оценки состояния их здоровья, правилами определения медицинских групп для занятий физическо культурой. Приказом также утверждена учетная форма № ОЗО-ПО/у-12 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего». Основная задача медицинских осмотров - выявить патологические состояния, заболевания и факторы риска их развития.
С целью динамического мониторинга за состоянием здоровья детей с уже выявленной патологией (хронические заболевания, функциональные расстройства, иные состояния) для предупреждения осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и медицинской реабилитации медицинскими работниками осуществляется диспансерное наблюдение. Порядок прохождения диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, утвержден приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1348н.
Конкретные условия прохождения медицинских осмотров и диспансерного наблюдения с учетом региональных осооенностей устанавливают органы государственной власти субъектов РФ. Так, Минздравом Республики Башкортостан уже подготовлен и находится в стадии согласования проект постановления Правительства РБ «Об утверждении условий прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождении диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях в Республике Башкортостан».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 и сформированы с учетом основных влияющих на здоровье факторов. В числе основных требований - создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей.
В новом законе об образовании особое внимание уделено условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования (статья 79. «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»). Прежние образовательные законы таких самостоятельных норм не предусматривали. Сегодня реализуется конституционное право каждого ребенка на доступное качественное образование, независимо от состояния здоровья, в соответствии с его потребностями, особенностям развития, способностями и интересами. Содержание образования, условия организации обучения и воспитания определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Необходимым условием реализации указанной нормы является создание в образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В условиях высокого уровня смертности населения страны от неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических и других), во многом обусловленных вредными привычками, стратегическим приоритетом государственной политики в сфере охраны здоровья определено формирование здорового образа жизни населения, начиная с самого раннего возраста, усиление роли профилактики заболеваний. Как показывает опыт развитых стран, только за счет профилактических мер возможно увеличить продолжительность жизни человека и в течение 10- 20 лет сократить показатель общей смертности населения в два и более раз.
Общеизвестно, что наиболее устойчивые поведенческие навыки и привычки формируются, начиная с раннего возраста. И здесь трудно переоценить роль образовательных учреждений по воспитанию у ребенка общей культуры здоровья, потребности пенить, беречь и укреплять свое здоровье, мотивации на безопасное поведение.
В последние годы в России последовательно осуществляются мероприятия масштабной национальной профилактической программы, сопровождающаяся развитием законодательно-нормативной базы, разработкой и принятием концептуальных программных документов.
1 июня 2012 года, в День зашиты детей, Указом Президента России № 761 была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», определившая в числе прочих конкретные меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.
После активного общеегвенного обсуждения 23 февраля 2013 года бып принят Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Актуальность его разработки была вызвана высокой распространенностью и темпами роста табакокурения в России курят почти 40% взрослого населения, дети начинают курить в 11 лет, пассивному курению подвергаются до 70% населения, от последствий курения ежегодно умирают около 400 тысяч человек.
Закон содержит комплекс мер, направленных на снижение потребления табака, стимулирование к отказу от курения, предупреждение этой вредной привычки среди детей и подростков, защиту населения от табачного дыма. Запрещено курение на отдельных территориях, в помещениях и объектах - там, где находятся некурящие, в первую очередь, дети: детские организации, территории и учреждения образования, здравоохранения, культуры, общественный транспорт. Запрещена реклама табака, продажа табачной продукции несовершеннолетним, вовлечение детей в процесс потребления табака в любой форме. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а удостоверяющий личность документ, позволяющий установить возраст, не представлен.
Внесенные изменения в Федеральный закон от 13 марта 200& г. № 38-Ф3 «О рекламе» не допускают демонстрацию в рекламе процессов курения и потребления алкоголя; запрещена реклама алкогольной продукции в периодических печатных изданиях, в сети «Интернет». Введено уголовное наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним (статья 151.1 УК). Все принимаемые меры направлены на достижение поставленной Правительством РФ цели: сократить среднедушевое потребление алкоголя среди лиц старше 15 лет с 14,5 литров этанола в 2011 году до 12,6 лигров в 2015 году и 10.0 литров к 2020 году.
С 5 декабря вступит в силу федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопоосам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ», которым введена норма о тестировании учащихся на наркотики, как одной из мер профилактики и раннего выявления потребления наркотиков среди детей и подростков.
Предпосылкой для принятия такого закона явилась серьезная ситуация с потреблением наркотиков. Так, согласно полученным в ходе социологических исследований расчетам, общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики в немедицинских целях, в Российской Федерации, оценивается в 3 млн человек (порядка 2% населения страны); в возрасте от 11 до 24 лет когда-либо потребляли наркотики до 25% молодых людей; средний возраст, в котором они пробовали наркотические вещества в первый раз, - 15-16 лет.
1естирование должно проводиться во всех образовательных учреждениях на добровольной основе, с инфорированного согласия ребенка старше 15 лет (до достижения 15 лет - с согласия родителей или законных представителей) и предусматривает два этапа. Первый этап - социально-психологическое тестирование, второй - профилактические медицинские осмотры с использованием лабораторных и инструментальных методов. В случае выявления или подозрения на потребление наркотиков и психотропных веществ учащийся должен направляться в специализированную медицинскую организацию также с учетом информированного согласия. Для обеспечения организационных вопросов тестиоования часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дополнена пунктом. устанавливающим компетенцию образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотиков и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения их социально-психологического тестирования. При этом образовательные организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученных сведений.
К числу распространенных поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний относится нездоровое питание и избыточный вес. В настоящее время согласно утверждённому распоряжением Правительства России плану мероприятий по реализации Основ государственной политики в области здорового питания разработан и планируется представить в Госдуму до конца 2013 года проект федерального закона «О здоровом, в том числе горячем, питании для детей в образовательных учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты». Школьное питание должно стать примером рационального питания.
Важную роль в укреплении здоровья молодежи имеет двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом. Одним из результатов реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года явилось увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 34,5% в 2008 году до 43% в 2011 году. Однако, это по-прежнему значительно ниже, чем в развитых в спортивном отношении странах. Учитывая важность проблемы, распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2013 года № 402-р утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». В числе ее основных задач: вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и спортом, совершенствованию системы физкультурно-спортивного воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, особенно для детей младшего возраста, когда происходит формирование жизненных привычек и интересов. Активный образ жизни, спорт должны стать нормой российского общества, «модным» грендом среди молодежи, начиная с раннего возраста.
В целях повышения доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий детей и подростков в соответствии с их потребностями возможно шире использовать спортивные заты и площадки образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности. При условии соблюдения режима уборки это не является нарушением СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарьо- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (пункт 1.7. «использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается»), акое разъяснение дано Федеральной службы по надзор} в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания является неотъемлимой частью образовательного процесса, одной из первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и совершенствование сопровождающей ее законодательной и нормативной базы будет способствовать эффективной реализации приоритетов государственно! политики в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего покопения нашей страны 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Создать бесплатный сайт с uCoz